работать хорошо, играть хорошо,

любить хорошо, ожидать хорошего

(Garmezy, 1983)

Адрес: Россия, Москва, 119435

Малая Пироговская, д. 1а

resilience@rcpcm.org

О проекте

Станьте участником масштабного научного-исследовательского проекта по определению молекулярно-генетических основ психологической жизнеспособности человека.

Получите экспертную оценку Вашей жизнеспособности и уровня пережитого Вами стресса за последние 3 года.

Следите за уровнем Вашего повседневного стресса и за динамикой его изменения.

Читайте и делитесь своим мнением о последних новостях в области научных исследований психологической жизнеспособности и событиях нашего проекта.

Пройдите молекулярно-генетическую диагностику с использованием омиксных технологий (при условии попадании во второй этап исследования).

Исследование одобрено Этическим комитетом при ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФМБА России 13 июля 2021 г.

Зачем это нужно ВАМ?

Участие в проекте дает Вам уникальную возможность не только оценить уровни вашей жизнеспособности и пережитого за последнее время стресса на основе специально разработанных опросников, но и следить за динамикой изменения ежедневно переживаемого стресса на своих персональных страницах на сайте или с помощью нашего приложения. Кроме этого, 250 человек, давших свое согласие на участие во втором этапе исследований, получат результаты генетических и биохимических исследований.

Зачем нужно это исследование?


Понять, что отличает психологически жизнеспособного человека от человека с низким уровнем жизнеспособности.

Идентифицировать нейрохимические, генетические и эпигенетические механизмы, предположительно лежащие в основе жизнеспособности человека или, наоборот, расположенности к патологическим отклонениям, вызванных стрессом, чтобы выяснить является ли способность справляться с высоким уровнем стресса врожденной, унаследованной и / или приобретенной в результате специального обучения или комбинацией вышеперечисленного.

Считается, что люди с высоким уровнем жизнеспособности намного реже испытывают негативные эмоции и остаются оптимистами в любых обстоятельствах. Напротив, низкая жизнеспособность делает человека чрезвычайно восприимчивым к неблагоприятным ситуациям, он чаще испытывает негативные эмоции, может демонстрировать неадекватное поведение, а сильный и/или продолжительный стресс может спровоцировать нарушение его физиологического и психологического здоровья. В настоящее время во всем мире у исследователей и людей, не связанных с наукой, наблюдается растущий интерес к феномену жизнеспособности.

На сегодняшний день все методы оценки жизнеспособности человека основаны на психометрическом подходе – составлении самоотчетов по специально разработанным опросникам. Предоставляя результат (интегральную оценку жизнеспособности человека), существующие тесты не отвечают на очень важный вопрос: чем конкретно обусловлена высокая или низкая жизнеспособность человека, насколько данная характеристика человека генетически обусловлена, насколько сильно и под действием каких факторов она может меняться.

Для ответа на эти вопросы необходимо понимание гуморальной, физиологической и биохимической основ психологической жизнеспособности; другими словами – понимание того, существуют ли четкая связь генетических, физиологических и биохимических процессов, протекающих в организме человека, с его жизнеспособностью. Знание механизмов взаимосвязи этих процессов даст возможность контролировать их протекание, что позволит людям в будущем переносить неблагоприятные обстоятельства и последствия испытанного стресса с наименьшими потерями.

Факторы риска и защитные факторы, препятствующие или способствующие развитию жизнеспособности человека, обычно имеют дополняющий и взаимопроникаюший эффекты. Наличие нескольких генетических, связанных с развитием, нейробиологических и / или психосоциальных факторов риска увеличивает уязвимость к стрессу, тогда как наличие и усиление нескольких факторов защиты увеличивает вероятность стрессоустойчивости. Иначе говоря, генетические факторы действительно имеют важное влияние на нашу реакцию на травмы и стресс.

Научный коллектив Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины ФМБА России (ФНКЦ ФХМ) и Института Психологии РАН инициировал совместное скрининговое исследование здоровых людей, поставив перед собой амбициозную цель – определить связь между молекулярно-генетическим профилем и жизнеспособностью человека, а также выявить ключевые биологические маркеры, связанные с его высокой и низкой жизнеспособностью.

Что нужно для участия в проекте?

Участие в проекте «Жизнеспособность» добровольное и совершенно бесплатное, для этого мы попросим Вас пройти регистрацию, заполнив анкету и ответив на вопросы двух тестов. В дальнейшем все что от вас будет требоваться - это раз в два-три дня проводить оценку уровня переживаемого вами стресса, используя для этого специальный небольшой опросник. Все это можно будет сделать как на сайте, так и с помощью специального приложения.

Что такое жизнеспособность человека?


Жизнь никогда не бывает идеальной. Как бы мы ни хотели, чтобы все «шло своим чередом», трудности неизбежны, и нам всем приходится с ними сталкиваться. Теория психологической жизнеспособности утверждает, что важнее всего не природа невзгод, а то, как мы с ними справляемся. Жизнеспособность можно определить, как врожденное динамическое свойство человека, выражающееся в его способности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства, восстанавливаться и развиваться с использованием внутренних и внешних ресурсов. Когда мы сталкиваемся с невзгодами, неудачами или разочарованием, наша жизнеспособность позволяет нам прийти в норму. Это помогает нам выживать, восстанавливаться и даже преуспевать перед лицом неудач.

Жизнеспособность определяется множеством способов, включая следующие:

«… Способность оправляться от невзгод, разочарований и неудач…» (Ledesma, 2014);

«…Развивающаяся способность восстанавливаться или оправляться от невзгод, конфликтов и неудач или даже положительных событий, прогресса и возросшей ответственности» (Luthans, 2002);

«… Стабильная траектория здорового функционирования после серьезного неблагоприятного события» (Bonanno et al., 2011);

«… Способность динамической системы успешно адаптироваться» (Masten, 2014; Southwick, 2014).

«…Процесс совладения со стрессами, переменами и неблагоприятными факторами» (Richardson, 2007)

«…Внутренние защитные факторы, способствующие повышению устойчивости» (N. Henderson, 2013)

«…Жизнеспособность – системная характеристика человека, умение человека преодолевать серьезные проблемы и строить полноценную жизнь в трудных условиях. Это одна из базовых характеристик проявления субъектности, которая обеспечивает устойчивость в социальной среде» (Махнач, Лактионова, 2013)

В результате коллегиального обсуждения, в котором исследователям предлагалось определить природу жизнеспособности, все согласились с тем, что жизнеспособность - это сложный процесс - как конструкция, она может иметь разное значение для людей, компаний, культур и общества. Они также согласились с тем, что люди могут быть более жизнеспособными в один момент своей жизни и менее - в другой, и что они могут быть более жизнеспособными в некоторых аспектах своей жизни, чем в других (Southwick, 2014).

Итак, понятие жизнеспособности не обязательно однозначно, и существует множество рабочих определений. Согласно определению, сделанным профессором Адрианом ван Бредом, теория жизнеспособности - это исследование того, что составляет целостность этого явления.

Для желающих узнать больше о теории жизнеспособности мы отобрали ряд научных работ, которые демонстрирует, насколько широко эта концепция применяется: в социальной работе, в организационной сфере, в развитии детей и т. д. Вы сможете найти ссылки на указанные статьи в разделе "Справочная информация".

1. Критический обзор теории жизнеспособности и ее значимости для социальной работы, сделанный профессором Адрианом ван Бреда, который рецензирует статьи о жизнеспособности в сфере социальной работы, обсуждая эволюцию (пока не установленного) консенсуса по ее определению. Он демонстрирует, как происходит развитие теории, на примере изучения жизнеспособности в южноафриканских культурах и обществах (van Breda, 2018).

2. Теория жизнеспособности и исследование детей и семей: прошлое, настоящее и перспективы, написана профессором Энн Мастен, которая известна своими исследованиями жизнеспособности и ее роли в помощи семьям и детям в преодолении трудностей. В этой статье она определяет жизнеспособность как «способность системы успешно адаптироваться к серьезным вызовам, угрожающим ее функционированию, жизнеспособности или развитию» (Masten, 2018: 1). Э. Мастен углубляется в историю исследования в этой области, пытаясь объединить практическое приложение теории жизнеспособности, модели и полученные данные для помощи детям и их семьям.

3. Профессор Фрома Уолш, соучредитель Чикагского центра здоровья семьи, много пишет о жизнеспособности семьи и её позитивной адаптации. В книге «Жизнеспособность семьи: концепция систем развития» (Walsh, 2016) она рассматривает ключевые процессы жизнеспособности семьи и дает подробный обзор своей концепции с позиции системы семьи.

4 Ф. Беркес и Х. Росс в работе (Fikret Berkes and Helen Ross, 2013) исследуют два разных подхода к пониманию жизнеспособности сообщества - социально-экологический подход и перспективу психического здоровья и психологии развития. Эта статья будет полезна для всех, кто интересуется исследованиями жизнеспособности социальных групп, сообществ.

5. В статье “Organizational Resilience: Towards a Theory and Research Agenda” К. Сатклиф и Т. Вогусом (2007) предпринята попытка дать определение "жизнеспособность коллектива" и исследовать лежащие в ее основе механизмы. Они рассматривают социальные, когнитивные, структурные и аффективные элементы конструкции, прежде чем предложить некоторые исследовательские вопросы для тех, кто имеет академический интерес к этой теме.

6. Хотя существует множество статей по спортивной психологии, в которых исследуется психическая устойчивость, нечасто можно встретить научные статьи, в которых рассматривается ее важность в других областях. В статье “Are Adolescents with High Mental Toughness Levels More Resilient Against Stress?” М. Гербером и соавторами (2012) исследуется, устойчивы ли жизнеспособные подростки к стрессу, и делается вывод о том, что жизнеспособность играет смягчающую роль между сильным стрессом и депрессивными симптомами.